Денис Кирпанёв: «В Сургуте прохладная погода, но наши сердца всегда горячие»

Газета «Сургутская трибуна»

№ 173 от 16.09.2010

Денис Кирпанёв: «В Сургуте прохладная погода, но наши сердца всегда горячие»

19 сентября в 12.00 на сцене театра СурГУ – концерт-сказка «Руслан и Людмила» в исполнении симфонического оркестра.

Автор проекта, главный дирижёр и новый художественный руководитель оркестра – заслуженный артист России Денис Кирпанёв (Москва), который ранее представил сургутским слушателям такие концертные программы, как «Бонджорно, Италия!», оратории «Мессия» и «Времена года».

Это совместный проект сургутской филармонии и художественно-просветительской программы «Новое передвижничество» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Практически накануне премьеры мы встретились с главным дирижером оркестра.

- Денис Олегович, на открытии сезона прозвучит «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки. Почему выбрали это произведение? И почему именно Глинка?

- Великий автор, основоположник русской симфонической школы – его музыка должна быть в репертуаре постоянно. Сегодня, к сожалению, мало исполняют Глинку, поскольку музыка очень сложная психологически (музыкант должен быть полностью открыт ей) и технически. Кроме того, я родом со Смоленска – это родина композитора, - и что такое память о Михаиле Ивановиче, знаю не понаслышке.

Что касается концерт, то, конечно, прозвучит не пятичасовая опера «Руслан и Людмила». После прослушивания и анализа партитуры мною сделана адаптация музыкального материала. Выбраны порядка 50 моментов, которые выражают то, что сказано у Пушкина в стихах, и таким образом сделана сказка. Ее нам прочитает Валерий Черняев – заслуженный артист, актер Театра на Таганке. Следует учитывать, что это не утренник, а семейный концерт. Будет звучать серьезная музыка, богатая интонационно, в которой слились творения двух гениев: Пушкина и Глинки.

Стоит отметить, сказка создавалась специально для Сургута. Говорю об этом, поскольку я занят в очень хорошем абонементе Московской филармонии – он называется «Сказка с оркестром» и сделал уже пять сказок, которые транслируются по каналу «Культура»: «Конек-горбунок» с Павлом Любимцевым; Екатерина Гусева и «Аленький цветочек», Сергей Гармаш – «Волшебное кольцо»; Михаил Пореченков – «Малыш и Карлсон»; и Евгения Добровольская – «Синяя птица». Но тут мы совершенно не соперничаем, и если сказка пойдет на других сценах, будет замечательно.

- Вы не первый раз в Сургуте. Расскажите, как складывалось сотрудничество сначала и что изменилось сейчас?

- Мне не все равно, чем живет город, чем живут сургутяне, и как себя здесь чувствую музыканты. Самое главное, что скажу о них, - люди хотят играть хорошо, хотят играть выразительно. Играть о чем-то важном – о человеческой жизни, о тех вещах, которые мы видим и можем сказать о них в искусстве. Поэтому от программы к программе мы стараемся делать это еще качественней.

Моя задача как художественного руководителя – чтобы от исполнения к исполнению звучание оркестра менялось. Несколько серьезных, больших выступлений уже состоялись: можно вспомнить и замечательную «Мессию» Г.Ф. Генделя с капеллой «Светилен», и ораторию Й. Гайдна «Времена года». Сейчас мы проводим не просто подготовку к концерту: на сегодняшний день работа - и моя, и Юрия Юрьевича Евсеева (художественного руководителя сургутского филармонического центра, дирижера оркестра) – заключается в том, чтобы дать базовые правила ремесла, самодисциплины, вообще, понятия оркестровой школы. Всё это должно обязательно формироваться, поскольку сейчас не хватает не только инструментов и помещений, но и самой традиции оркестровой работы.

- Симфонические оркестры в крупных городах, городах с историей – явление естественное: есть возможность привлечь музыкантов, найти меценатов. В маленьких городах реально ли создать все необходимые условия для жизни и развития больших музыкальных коллективов?

- Когда-то в Сургуте построили первый кинотеатр и комиссия, которая приезжала оценивать, сказала: «А зачем он тут нужен? Качайте нефть – и все, больше ничего не делайте». «Но надо же как-то немножко отдыхать!», - возразил кто-то. «Ничего подобного. Зачем вам тут такая инфраструктура?» Кинотеатр отстояли…

Культура находится над обычной человеческой жизнью. Она невидима. Но именно по уровню культуры оценивают город, государство, народ.

Содержать симфонический оркестр в маленьком городе – может быть, роскошь для города. Но это необходимая роскошь. Это показатель уровня культуры и тех, кто городом управляет, и тех, кто в нем живет. И это естественно для любых городов, где живут талантливые люди.

- Ваши планы как художественного руководителя оркестра на ближайшее время.

- Мы планируем несколько выступлений в течение года. Программы будут разные. Зимой исполним Дж. Россини «Маленькую торжественную мессу»; в марте планируется 39-я симфония В.А. Моцарта и Третий концерт С.В. Рахманинова (в исполнении солиста Ильи Гончарова). В апреле будет концерт, состоящий из знаменитых симфонических произведений разных композиторов.

- Есть ли любимые коллективы, к которым вы всегда готовы вернуться?

- Это те, с которыми я и не расставался: коллектив Геликон-оперы, в котором я работаю в разных качествах на протяжении 16 лет. Оркестр Московской филармонии, где я многому научился, в первую очередь, академическому стилю, рядом с Михаилом Ивановичем Симоновым, народным артистом СССР.

Что касается городов, куда я приезжаю работать, - это оркестр филармонии в Сургуте. Несмотря на неимоверные трудности, люди проявляют еще большее желание работать и вкладывают в нее столько тепла человеческого и стремления сделать лучше. И демонстрируют результат. Это меня сразу покорило. Поэтому я и решился взять на себя ответственность за то, как люди будут расти. В Сургуте прохладная погода, но сердца всегда горячие.

- Ваши любимые залы?

- Это залы, в которых я играл в Москве: и Светлановский, и залы Московского дома музыки, и, конечно, зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

Меня также поразил зал в лондонском Альберт-холле.

- Музыканты отзываются о вас как о приятном, мягком в общении человеке. Разве дирижер не должен быть деспотом?

- От дирижера, в первую очередь, требуются фанатизм в хорошем смысле, неистовость и даже одержимость собственным делом. Такие же требования должны быть установлены для тех людей, которые играют на музыкальных инструментах. Не просто играть по чьей-то указке, а учиться мыслить. При таких условиях не нужны проявления никакого деспотизма. А вот если человек не понимает, нужно объяснить, даже несколько раз, если потребуется. Если же не понял и после этого, приходится с ним расставаться. Здесь все просто. Чтобы прозвучал звук, нужно взять инструмент, разогреть его вовремя, подумать хорошенько, как и для чего прозвучит этот звук, и взять его так, чтобы другие могли подстроиться. Потом – увидеть руку дирижера и так далее. Это огромный процесс. Но тем мне и нравятся сургутские музыканты: они понимают, что нужно, и делают лучше. Я не требую мгновенного результата, необходим постепенный и постоянный рост.

- Готовы ли вы идти на компромисс, скажем так, с потребностями массовой публики и экспериментировать со стилевыми направлениями, или добавлять в свою работу элемент шоу?

- Я думаю, что всему свое время. Когда вдруг все костенеет в какой-либо сфере, возможно, бывает необходимо внести немного свобод. Когда ее становится слишком много, наоборот, не помешает вернуться к классике. Я как дирижер работаю в академическом стиле (наверное, сказывается учеба в академии им. Гнесиных), и потом, я просто, наверное, не того склада человек, чтобы снять рубашку и размахивать ею на сцене, хотя мне не составило бы труда это сделать.

По поводу восприятия публики могу сказать, что она совсем не виновата в своем непонимании классики. Во-первых, это момент воспитания целых поколений. В Европе публика приходит в залы с партитурами произведений – и попробуй только сыграй не ту ноту! Мало того что люди знают произведение, они увлечены этим. И еще будут проверять, как вы играете. И конечно, все зависит от музыкантов: когда произведение правильно мыслится и исполняется, это всегда крайне интересно.

Кстати, в программе оркестра сургутской филармонии есть несколько программ, которые немного уходят в сторону от академического стиля. Одна из них – «Ностальгия по 70-м» будет совсем скоро, осенью. Приходите, мы готовы вас удивить!

Олеся Пилипенко

Мы используем cookie, чтобы сайт был лучше для вас.

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт. (требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")