Денис Кирпанёв: «В Сургуте прохладная погода, но наши сердца всегда горячие»

Газета «Сургутская трибуна»

№ 173 от 16.09.2010

Денис Кирпанёв: «В Сургуте прохладная погода, но наши сердца всегда горячие»

19 сентября в 12.00 на сцене театра СурГУ – концерт-сказка «Руслан и Людмила» в исполнении симфонического оркестра.

Автор проекта, главный дирижёр и новый художественный руководитель оркестра – заслуженный артист России Денис Кирпанёв (Москва), который ранее представил сургутским слушателям такие концертные программы, как «Бонджорно, Италия!», оратории «Мессия» и «Времена года».

Это совместный проект сургутской филармонии и художественно-просветительской программы «Новое передвижничество» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Практически накануне премьеры мы встретились с главным дирижером оркестра.

- Денис Олегович, на открытии сезона прозвучит «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки. Почему выбрали это произведение? И почему именно Глинка?

- Великий автор, основоположник русской симфонической школы – его музыка должна быть в репертуаре постоянно. Сегодня, к сожалению, мало исполняют Глинку, поскольку музыка очень сложная психологически (музыкант должен быть полностью открыт ей) и технически. Кроме того, я родом со Смоленска – это родина композитора, - и что такое память о Михаиле Ивановиче, знаю не понаслышке.

Что касается концерт, то, конечно, прозвучит не пятичасовая опера «Руслан и Людмила». После прослушивания и анализа партитуры мною сделана адаптация музыкального материала. Выбраны порядка 50 моментов, которые выражают то, что сказано у Пушкина в стихах, и таким образом сделана сказка. Ее нам прочитает Валерий Черняев – заслуженный артист, актер Театра на Таганке. Следует учитывать, что это не утренник, а семейный концерт. Будет звучать серьезная музыка, богатая интонационно, в которой слились творения двух гениев: Пушкина и Глинки.

Стоит отметить, сказка создавалась специально для Сургута. Говорю об этом, поскольку я занят в очень хорошем абонементе Московской филармонии – он называется «Сказка с оркестром» и сделал уже пять сказок, которые транслируются по каналу «Культура»: «Конек-горбунок» с Павлом Любимцевым; Екатерина Гусева и «Аленький цветочек», Сергей Гармаш – «Волшебное кольцо»; Михаил Пореченков – «Малыш и Карлсон»; и Евгения Добровольская – «Синяя птица». Но тут мы совершенно не соперничаем, и если сказка пойдет на других сценах, будет замечательно.

- Вы не первый раз в Сургуте. Расскажите, как складывалось сотрудничество сначала и что изменилось сейчас?

- Мне не все равно, чем живет город, чем живут сургутяне, и как себя здесь чувствую музыканты. Самое главное, что скажу о них, - люди хотят играть хорошо, хотят играть выразительно. Играть о чем-то важном – о человеческой жизни, о тех вещах, которые мы видим и можем сказать о них в искусстве. Поэтому от программы к программе мы стараемся делать это еще качественней.

Моя задача как художественного руководителя – чтобы от исполнения к исполнению звучание оркестра менялось. Несколько серьезных, больших выступлений уже состоялись: можно вспомнить и замечательную «Мессию» Г.Ф. Генделя с капеллой «Светилен», и ораторию Й. Гайдна «Времена года». Сейчас мы проводим не просто подготовку к концерту: на сегодняшний день работа - и моя, и Юрия Юрьевича Евсеева (художественного руководителя сургутского филармонического центра, дирижера оркестра) – заключается в том, чтобы дать базовые правила ремесла, самодисциплины, вообще, понятия оркестровой школы. Всё это должно обязательно формироваться, поскольку сейчас не хватает не только инструментов и помещений, но и самой традиции оркестровой работы.

- Симфонические оркестры в крупных городах, городах с историей – явление естественное: есть возможность привлечь музыкантов, найти меценатов. В маленьких городах реально ли создать все необходимые условия для жизни и развития больших музыкальных коллективов?

- Когда-то в Сургуте построили первый кинотеатр и комиссия, которая приезжала оценивать, сказала: «А зачем он тут нужен? Качайте нефть – и все, больше ничего не делайте». «Но надо же как-то немножко отдыхать!», - возразил кто-то. «Ничего подобного. Зачем вам тут такая инфраструктура?» Кинотеатр отстояли…

Культура находится над обычной человеческой жизнью. Она невидима. Но именно по уровню культуры оценивают город, государство, народ.

Содержать симфонический оркестр в маленьком городе – может быть, роскошь для города. Но это необходимая роскошь. Это показатель уровня культуры и тех, кто городом управляет, и тех, кто в нем живет. И это естественно для любых городов, где живут талантливые люди.

- Ваши планы как художественного руководителя оркестра на ближайшее время.

- Мы планируем несколько выступлений в течение года. Программы будут разные. Зимой исполним Дж. Россини «Маленькую торжественную мессу»; в марте планируется 39-я симфония В.А. Моцарта и Третий концерт С.В. Рахманинова (в исполнении солиста Ильи Гончарова). В апреле будет концерт, состоящий из знаменитых симфонических произведений разных композиторов.

- Есть ли любимые коллективы, к которым вы всегда готовы вернуться?

- Это те, с которыми я и не расставался: коллектив Геликон-оперы, в котором я работаю в разных качествах на протяжении 16 лет. Оркестр Московской филармонии, где я многому научился, в первую очередь, академическому стилю, рядом с Михаилом Ивановичем Симоновым, народным артистом СССР.

Что касается городов, куда я приезжаю работать, - это оркестр филармонии в Сургуте. Несмотря на неимоверные трудности, люди проявляют еще большее желание работать и вкладывают в нее столько тепла человеческого и стремления сделать лучше. И демонстрируют результат. Это меня сразу покорило. Поэтому я и решился взять на себя ответственность за то, как люди будут расти. В Сургуте прохладная погода, но сердца всегда горячие.

- Ваши любимые залы?

- Это залы, в которых я играл в Москве: и Светлановский, и залы Московского дома музыки, и, конечно, зал Московской консерватории им. П.И. Чайковского.

Меня также поразил зал в лондонском Альберт-холле.

- Музыканты отзываются о вас как о приятном, мягком в общении человеке. Разве дирижер не должен быть деспотом?

- От дирижера, в первую очередь, требуются фанатизм в хорошем смысле, неистовость и даже одержимость собственным делом. Такие же требования должны быть установлены для тех людей, которые играют на музыкальных инструментах. Не просто играть по чьей-то указке, а учиться мыслить. При таких условиях не нужны проявления никакого деспотизма. А вот если человек не понимает, нужно объяснить, даже несколько раз, если потребуется. Если же не понял и после этого, приходится с ним расставаться. Здесь все просто. Чтобы прозвучал звук, нужно взять инструмент, разогреть его вовремя, подумать хорошенько, как и для чего прозвучит этот звук, и взять его так, чтобы другие могли подстроиться. Потом – увидеть руку дирижера и так далее. Это огромный процесс. Но тем мне и нравятся сургутские музыканты: они понимают, что нужно, и делают лучше. Я не требую мгновенного результата, необходим постепенный и постоянный рост.

- Готовы ли вы идти на компромисс, скажем так, с потребностями массовой публики и экспериментировать со стилевыми направлениями, или добавлять в свою работу элемент шоу?

- Я думаю, что всему свое время. Когда вдруг все костенеет в какой-либо сфере, возможно, бывает необходимо внести немного свобод. Когда ее становится слишком много, наоборот, не помешает вернуться к классике. Я как дирижер работаю в академическом стиле (наверное, сказывается учеба в академии им. Гнесиных), и потом, я просто, наверное, не того склада человек, чтобы снять рубашку и размахивать ею на сцене, хотя мне не составило бы труда это сделать.

По поводу восприятия публики могу сказать, что она совсем не виновата в своем непонимании классики. Во-первых, это момент воспитания целых поколений. В Европе публика приходит в залы с партитурами произведений – и попробуй только сыграй не ту ноту! Мало того что люди знают произведение, они увлечены этим. И еще будут проверять, как вы играете. И конечно, все зависит от музыкантов: когда произведение правильно мыслится и исполняется, это всегда крайне интересно.

Кстати, в программе оркестра сургутской филармонии есть несколько программ, которые немного уходят в сторону от академического стиля. Одна из них – «Ностальгия по 70-м» будет совсем скоро, осенью. Приходите, мы готовы вас удивить!

Олеся Пилипенко

Возврат к списку

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

(требование ФЗ №152. Статья 9 "Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных")

Даю согласие на обработку данных